Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Макарова Е.М. – Миогофункциональные нарушения челюстно-лицевой области у детей

19.10.2024
18
0
Миофункциональные нарушения — это патологические изменения мышц челюстно-лицевой области — тонуса жевательных и мимических мыщц. Они негативно сказываются на дыхании, жевании и глотании, а также на речи ребёнка.

Отдельно выделяют аномалии развития уздечек, которые также относят к миофункциональным нарушениям.

Как правило, на осмотре врачи – стоматологи-ортодонты замечают деформацию лица, неправильно сформированный прикус и осанку, часто наблюдаются нарушения звукопроизношения, которые в дальнейшем, если их не корректировать, могут доставить немало проблем в школе.

Отмечается, что уже в трёх-четырёх летнем возрасте у многих детей формируются аномалии развития челюстно-лицевой области. Родители должны своевременно показать своего ребёнка стоматологу-ортодонту, на начальной стадии с проблемой справиться легче.


Признаки

Признаки миофункционального нарушения можно заметить, если внимательно присмотреться к ребёнку, в первую очередь, это проблемы с прикусом; натянутые губы или приоткрытый рот; дыхание ртом; при глотании видны зубы или язык; постоянно сосёт палец или соску; грызет ногти или другие предметы.

Если родители обнаружили у своего ребёнка хотя бы один из признаков, необходимо срочно обратиться за консультацией к стоматологу-ортодонту, неврологу и логопеду. Специалисты после диагностики предложат занятия и специальные профилактические аппараты.


Профилактические аппараты

Стоматологи-ортодонты для предупреждения развития зубо-челюстных аномалий назначают профилактические аппараты, к которым относятся вестибулярные пластины и стандартные двухчеллюстные аппараты – трейнеры.

Вестибулярные пластинки назначают детям в возрасте от трёх до семи лет, они активизируют механизмы саморегуляции и устраняют вредные миофункциональные влияния. Пластинки повышают эффективность упражнений, которые ребёнок выполняет днём. Как правило, применяют их в течение шести месяцев. Различают несколько типов пластин.

Пластинка с проволочной заслонкой для языка изготовлена из прозрачного гипоаллергенного материала. Удобна она тем, что можно отслеживать положение языка в полости рта. При открытом прикусе (межзубном сигматизме) во время занятий с логопедом по постановке звуков пластинка не позволяет ребёнку помещать язык между зубами. Во время таких занятий происходит коррекция открытого прикуса. Достаточно носить два часа в день.

Пластинку с бусинкой для стимулирования языка рекомендуют при артикуляционной гимнастике для правильного произношения буквы «р» и шипящих звуков. Ребёнок катает бусинку по нёбу, благодаря этому стимулируется тонус язычной мышцы.

Применяют эту пластину и при ринолалии — недостаточном подъёме мягкого нёба, которая чаще всего наблюдается после удаления аденоидов или постдифтеритного пореза; устранения врождённой расщелины нёба. Пластинка улучшает тонус и тренирует мышцы и ткани полости рта.

Многие родители спокойно относятся к тому, что их малыши долгое время сосут соски-пустышки и не подозревают, насколько это вредно. Из-за этого медленнее происходит процесс формирования функции жевания. Происходят и другие изменения, в том числе при инфальтивном глотании язык ребёнка упирается в передние резцы и формируется открытый прикус.


Миофункциональный трейнер

Благодаря миофункциональной ортодонтической системе развиваются дыхательные пути, происходит избавление от вредных привычек, выравниваются зубные ряды, происходит коррекция прикуса. Аппараты разработаны с учётом возрастных особенностей (для малышей — от трёх до шести лет; детей от шести до десяти лет) и используют от одного до двух часов в день и ночью. 

Есть специальная серия для подростков. Она эффективна при позднем сменном прикусе, а также его коррекции.


Профилактика

Профилактика миофункциональных нарушений заключается в своевременном выявлении нарушений патологий у детей. Важно регулярно посещать врача – стоматолога-ортодонта, а при необходимости невропатолога и логопеда и выполнять все предписания врачей.

Только совместное взаимодействие специалистов и родителей поможет своевременно заметить проблему у ребёнка и провести коррекцию нарушений.


Источники

  1. Ортодонтическое лечение детей дошкольного и школьного возраста с использованием эластопозиционеров / Арсенина О.И., Попова А.В., Попова Н.В. // Ортодонтия. 2011; 4; 46-53.
  2. Профилактика зубочелюстных аномалий: учебное пособие / Бимбас Е.С., Шишмарева А.С., Хелашвили Е.З. – Екатеринбург: Издательство УГМУ, 2022. – 136 с.
  3. https://almanah.su/tpost/3jnrt7vdf1-mingaleeva-av-ispolzovanie-priyomov-miof
Автор: Макарова Е.М., врач – стоматолог-ортодонт ГБУ РО «Стоматологическая поликлиника N°1» Стоматологическое подразделение N°3
Фото: vdkb.vrngmu.ru